Вчерашние звезды обновляемого «Анжи» дебютируют в новых командах. Сегодня в стартовом составе «Локомотива» готовы появиться экс-полузащитники «Анжи» Лассана Диарра и Мубарак Буссуфа. С последним корреспондент «Советского спорта» встретился на базе «Локомотива».
В беседе Буссуфа преображается в зависимости от темы.
С восторгом отзывается обо всем, что связано с Дагестаном, «Анжи» и Керимовым, постоянно кого-то и за что-то благодарит. Грустит по лезгинке тренера Акаева и администратору Мартини, с которым всегда весело.
Вопрос, связанный с «Локомотивом», может переспросить, уточнить – не все фамилии выучил, да и главный тренер Кучук – пока загадка. Не брякнуть бы лишнего.
Он не отрицает конфликта с Игорем Денисовым, но возмущен слухами: по его мнению, по раздевалке махачкалинцев летала вредная муха, а вышел страшный слон. Вспоминая о поражениях с «Анжи» на старте сезона, Буссуфа переходит на стон – ему кажется, что в развале проекта не обошлось без высших сил.
В мусульманском кружке…Администратор на базе в Баковке одним глазом наблюдает за телевизионным выпуском новостей. Можно прислушаться: диктор зачитывает сводки о беспорядках в Египте, где за последний месяц погибли тысячи людей.
– Страшные сцены! Что творится в арабском мире? – Для меня это тяжелая тема, – шепчет Буссуфа. – Молю Бога о мире – пусть жизнь наладится. Надо понимать, что все люди разные, и к различиям необходимо относиться с терпимостью. Но порой именно различия становятся причиной трагедий.
– В «Локомотиве» образовался целый мусульманский кружок – к Оздоеву и Н’Дойе присоединились вы с бывшим одноклубником по «Анжи» Лассом Диарра. – Получается так. Но мы прежде всего коллеги по футболу, одноклубники. Мечеть, которая находится рядом с моим домом, посещаю один. Был там во время праздника Рамадан. Интересно получается: мечеть по-французски – «моске», созвучно с Москвой. Прихожане мечети меня уже узнают, здороваются. Я с ними всегда немного поговорю на русском.
– Во время месяца Рамадан вы соблюдали пост. Один из людей в «Анжи» сказал мне: «Бусс был бы лучшим игроком в России, если бы не истязал себя голодом». – Спасибо этому человеку за высокую оценку, но пост – не препятствие! Во время Рамадана я провожу все матчи, с 1‑й по 90‑ю минуту! После захода солнца есть пища, вода, и я не испытываю дискомфорта. Ничто не мешает нормально тренироваться и играть. Впрочем, я не робот…
– Робот – это Самба, – невольно вырывается у меня. – Нет-нет, Самба – это монстр, – подыгрывает Буссуфа и хохочет.
– И все же… Главный тренер «Ангушта» Борис Стукалов объяснил последнее место команды в первенстве ФНЛ именно постом, который довел ингушских игроков до истощения. – Думаю, это – лукавство. Мне кажется, самое простое – объяснить поражения воздержанием от еды. Все дело в футболе. Я выхожу на игру голодным, но при этом не чувствую физической усталости, и в запас меня не усаживают.
«Керимов – суперчеловек»– Расскажите о первых днях в «Локомотиве». Живете в номере с Диарра? – Поселился один. Я всегда живу один, так сложилось. Баковка – хорошее место, здесь очень спокойно. Все условия… Что касается Диарра, то он мой хороший друг. Был момент, он числился в «Анжи», а я уже подписал контракт с «Локомотивом». Ждал Ласса с нетерпением...
– Подходим к самому драматичному моменту. Что случилось в «Анжи»? Как вы узнали о смене курса? – Был матч 4‑го тура с «Ростовом». Проиграли, полетели в Москву... Мы ни о чем не догадывались после матча. Но спустя время состоялось собрание команды. Мы узнали, что Сулейман Керимов решил немедленно сменить курс развития. И в ближайшее время планируются переходы игроков. Одна из причин, как нам всем было объяснено, здоровье владельца. Из-за команды он слишком сильно нервничал. А здоровье – это важно.
– И как отреагировала команда? – Честно говоря, для всех нас известие стало настоящим шоком. Без преувеличения. Когда было первое сообщение о судьбе клуба, команда не до конца поняла, что происходит.
– Не подумалось ли вам, что все дело в результатах? – Безусловно, это сказалось. Последние матчи не могли не повлиять на мнение Керимова. А в этих матчах происходили какие-то мистические вещи.
– Что вас поразило? – Все началось в первом туре. Играем с «Локомотивом». Отличный матч. Но Гилерме тащит пенальти на последней минуте – 2:2. А во втором туре «Динамо» забивает победный гол с пенальти в добавленное время – 1:2. Маленькая ошибка в матче с «Крыльями» – и они сравнивают, 1:1. Проводим неплохой матч с «Ростовом», владеем мячом, подбираем инициативу – и тот же непонятный сценарий: проигрываем. Что это была за серия?! Такого не было в моей карьере!
– У вас был доверительный разговор с Керимовым после всего? – Мы с Диарра говорили с ним в Москве. Сулейман нам все четко объяснил: почему проект изменится и в связи с какими событиями он принял такое решение. После личного разговора с Керимовым у меня никаких вопросов не осталось.
– Основная причина – бизнес, здоровье? Или что? – Я не имею права этим делиться. Содержание беседы навсегда останется между нами. Считаю, Сулейман поступил мудро. Хоть мне и безумно жаль, что проект «Анжи» меняется. Хотел бы пожелать Керимову прежде всего здоровья. Много радостей ему и семье, успехов. Он – суперчеловек, потому что всегда держал слово перед футболистами. Не знаю, найдется ли еще такой хозяин в футболе, который так относится к игрокам.
– Разве игроки не разочарованы? Их звали участвовать в суперпроекте, но его закрыли после четырех неудачных игр на старте. – Я бы так сказал: с игроками в сложившейся ситуации поступили максимально корректно. Сулейман позаботился о нашем будущем.
– Многие эксперты после крупной победы «Зенита» над «Анжи» (3:0) посчитали, что махачкалинская команда просто бросила играть. Сулейман позаботился о вас, а вы о нем – нет. – Не согласен, хоть и уважаю мнение ветеранов. Об игре в Петербурге я судил уже как наблюдатель. Уверяю: мораль важна для тех, кто остался в «Анжи». Посудите сами – к чемпионату готовилась одна команда, против «Зенита» вышел другой состав, в том числе ребята, которые не играли прежде. Несколько человек покинули «Анжи». Хватало травмированных. Тем, кто остался, было сложно превзойти «Зенит» на одном желании. Не судите жестоко.
«Больших конфликтов в «Анжи» не было»– О здоровье владельца, бизнесе и плохих результатах мы уже поговорили. А что если «Анжи» погубила нездоровая атмосфера в команде? – Это смешно. Нет, это не причина. Слухи о плохой атмосфере неверны.
– Но даже тренер Арсен Акаев признал: звездам вместе трудно. Денисову, Буссуфа, Это’О вместе не ужиться, конфликты неизбежны. – Арсен назвал меня звездой? Ха-ха! Я не звезда, а простой парень. Хотите узнать об атмосфере? Последний год для «Анжи» получился в целом успешным. За это время мы взяли бронзу, участвовали в финале Кубка России. Все это время в команде находилось много игроков, и у каждого свой характер. И вы говорите о конфликте. Да, соглашусь – чего только не происходит на футбольных полях и в раздевалках по всему миру. Но меня этот негатив не касается. Потому что я не находился и не нахожусь в состоянии конфликта. Спросите любого из «Анжи» – относился ли я к кому-либо без уважения? Имел ли претензии? Я уважаю тех, кто идет в ногу ради общей цели.
– Тогда из-за чего вышел у вас конфликт с Игорем Денисовым в раздевалке? – А по вашей информации – был настоящий конфликт?
– Да. – Вы ошибаетесь! А если что-то было, то произошло быстро и так же быстро вылетело из памяти. Если вы думаете, что там случилось что-то значительное, бомба какая-то, то глубоко ошибаетесь. Мелочи жизни. В любом случае я не выношу информацию за пределы раздевалки. Это – закон для меня.
У Кучука как в «Аяксе»– Болельщики «Анжи» разочарованы человеческими качествами игроков команды. Вы, к слову, единственный, кто сказал им спасибо… – Понятно, что болельщикам сейчас неприятно. Но пусть они знают, что мы будем вспоминать с благодарностью это время. Стадион в Махачкале был всегда полон, бурлил, с трибун исходило только добро. Флаги, песни… У дагестанцев на футболе всегда было хорошее настроение. И спасибо каждому за приятные сюрпризы.
– О чем вы? – Простые люди часто подходили и что-то дарили. Первое, что на память приходит, – однажды в Махачкале мужчина вручил мне альбом. Открываю – там мои фотографии, очень качественные, целая коллекция. И таких приятных неожиданностей множество. А как они пели «Буссуфа, Буссуфа…» (напевает).
– Дагестанцы вам представляются более открытыми и жизнерадостными, чем москвичи? – Ну, если сравнивать москвичей с африканцами, то разница еще более существенная. В России более осторожная реакция. Присматриваются. Знакомятся постепенно.
– Как вам порядки при Леониде Кучуке? – Я в команде всего несколько дней и не могу сказать, что узнал тренера очень хорошо. Но сразу видно, что тренер любит дисциплину. Мне это по душе. Я привык к этому. В юности, в школе «Аякса», мы жили по очень строгому распорядку, дисциплина была на первом месте.
– Почему «Локомотив»? Ваш агент Рашид эль-Газали говорил мне, что поступило немало предложений из Европы. – Это правда. Но у «Локомотива» был целый ряд преимуществ. Я уже имел представление о команде – как она играла в том году и как стартовала в этом. Ну и очень важный момент – «Локомотив» мне посоветовал сам Сулейман Керимов.
– Вот как! – Я уже говорил о доверительной беседе между нами. Он так и сказал нам с Диарра: поступило предложение, хороший вариант для вас. Прежде чем сказать да, я поговорил с президентом Ольгой Смородской. Она все объяснила, на все вопросы ответила. Потом говорили с тренером. Леонид Кучук объяснил, какую роль мне отводит, как собирается использовать, какова схема игры. Он сказал, что в случае необходимости будет использовать меня на разных позициях. Какая предпочтительнее? Это решать тренеру.
|